словарь
Все слова
20 Сен

Ключевые показатели эффективности

Ключевые показатели эффективности (Key Performance Indicators, KPI, КПЭ) — система оценки, которая помогает организации определить достижение стратегических и тактических (операционных) целей компании.

 KPI позволяют производить контроль деловой активности сотрудников, подразделений и компании в целом.

Система KPI представляет собой набор взаимосвязанных показателей для руководителей и сотрудников компании, значения которых являются количественно измеримыми индикаторами фактически достигнутых результатов. Данная система разрабатывается в соответствии со стратегическими целями компании и направлена на их достижение. Она позволят добиться эффективности как бизнес-процессов в целом, так и каждого работника на его рабочем месте, и в конечном итоге повысить эффективность компании.

Виды KPI:

  1. KPI результата – сколько и какой результат произвели;
  2. KPI затрат – сколько и каких ресурсов было затрачено;
  3. KPI функционирования – показатели выполнения бизнес-процессов (позволяют определить соответствие процесса требуемому алгоритму);
  4. KPI производительности – производные показатели, характеризующие соотношение между полученным результатом и временем, затраченным на его получение;
  5. KPI эффективности – производные показатели, характеризующие соотношение полученного результата к затратам ресурсов.

Определение количества KPI

Число ключевых показателей эффективности на одного пользователя должно рассчитываться по формуле:

 N (KPI для одного сотрудника) = 5 ± 2.

Рекомендуемое количество KPI для системы премирования:

  • 10-12 для генерального директора;
  • 5-7 для департамента и его руководителя;
  • 3-7 для отдела и его руководителя;
  • 3-5 на индивидуальном уровне.

Определение веса KPI

Для определения весов KPI используются следующие принципы уравновешивания целей и KPI, базирующиеся на практике внедрения системы премирования на основе KPI западных и российских компаний:

  • Веса определяются, начиная с более важных KPI.
  • Плохо измеряемые, нерелевантные, общие KPI не должны иметь большой вес (15–20%).
  • KPI не должен быть «тяжелее» 50% и «легче» 5%.
  • Сумма весов всех задач должна быть не меньше и не больше 100%.

Периодичность премирования сотрудников может быть годовая, полугодовая, квартальная и ежемесячная. Она зависит от занимаемой должности, целей и задач компании.