словарь
Все слова
20 Сен

Стресс-менеджмент

Словом “стресс” (от англ. stress – давление, напряжение) обозначается широкий круг состояний повышенной напряженности, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия – стрессоры.

Для руководителя стрессовые ситуации становятся неотъемлемой частью его работы. В управленческой деятельности число стрессоров очень велико и они очень специфичны по своему содержанию.

К основным стрессорам управленческой деятельности можно отнести следующие факторы:

  • информационной нагрузки (нужно получать и перерабатывать в сжатые сроки массу новых сведений);
  • информационной неопределенности (например, не всегда понятно, когда придет ответ на отправленное в вышестоящий орган письмо или запрос, а сдавать отчет нужно уже сейчас);
  • ответственности (все поступки и слова руководителя влияют на восприятие публикой возглавляемого им учреждения культуры);
  • дефицита времени (срок, за который руководителю необходимо разобраться со всеми проблемами, ограничен);
  • межличностных конфликтов (в любом коллективе случаются ссоры, тем более среди творческих работников);
  • внутриличностных (ролевых) конфликтов (если положение сотрудника в организации не соответствует его видению себя, амбициям, возможностям и мечтам, жди “взрыва”);

Что такое стресс-менеджмент?

Под стресс-менеджментом следует понимать процесс управления стрессом, включающий в себя три главных направления: профилактику стрессогенных факторов, уменьшение напряжения от неизбежных стрессоров и организацию системы преодоления их негативных последствий.

В стресс-менеджменте профессиональной деятельности можно выделить два основных метода: управление стрессами на уровне организации и отдельной личности.

К организационным мерам управления стрессами относятся:

  1. создание благоприятного организационного климата;
  2. научная организация труда;
  3. повышение уровня культуры управления с учетом соблюдения этических, правовых, эстетических норм;
  4. психологические меры (использование приемов внушения);
  5. использование руководителем различных форм самоконтроля;
  6. меры социальной поддержки персонала.

К индивидуальным мерам профилактики, ослабления и предотвращения негативного воздействия стресса относятся прежде всего умение расслабляться (релаксация) и модификация поведения.