аналитика
Ежемесячная рассылка с аналитикой, новости HR, события
Введите корректный e-mail
09 Янв
Экономическая эффективность проектов по нормированию труда

Ирина Кандаурова

Генеральный директор

HumanTime Group

 

НОТ – научная организация труда… давно забытое определение или актуальная для современного бизнеса область работы, непосредственно влияющая на результаты работы предприятия?

Что же такое НОТ? Если ознакомиться с определением, предлагаемым ресурсом http://slovari.yandex.ru, научная организация труда (НОТ) - это процесс совершенствования организации труда на основе достижений науки и передового опыта. Пожалуй, на сегодняшний день, руководители большинства компаний заинтересованы в повышении эффективности работы своего предприятия. В настоящий момент наиболее актуальными задачами, которые можно решать в рамках научной организации труда, являются:

  • Повышение производительности труда персонала;
  • Оптимизация  численности  сотрудников и затрат на персонал;
  • Оптимальная организация трудовых процессов  в Компании;
  • Анализ структуры рабочего времени;
  • Возможность оценивать работу сотрудников качественно и количественно;
  • Внедрение  системы сдельной оплаты труда в Компании;

Но в нашей практике мы чаще сталкиваемся с локальными задачами, которые решают компании. Например: необходимо оценить загрузку сотрудников конкретного подразделения либо провести анализ структуры рабочего времени сотрудников также конкретных подразделений. Чаще это те подразделения, которые показывают низкие результаты работы, и при этом, их сотрудники говорят о высокой загрузке. Для этого необходимо провести анализ структуры рабочего времени сотрудников, чтобы принять ряд управленческих решений относительно процессов организации труда, распределения обязанностей, определения перечня и порядка согласования документов и т.д.

 Либо руководителю подразделения необходимо обосновать численность сотрудников подразделения в связи с растущим объемом задач. Тогда необходима процедура нормирования.

Либо компания ориентирована на повышение скорости обслуживания клиентов и хочет сравнить скорость выполнения аналогичных операций у компаний-конкурентов. В данном случае необходим комплекс мероприятий по исследованию скорости обслуживания клиентов, изучению эффективности организации трудовых процессов в компании, поиска решений, улучшающих работу сотрудников компании.

А также многими руководителями в последнее время стал употребим термин «Универсальный солдат». Если рассмотреть это понятие, то суть его состоит в том, что один и тот же человек выполняет процессы, которые относятся к разным рабочим профилям. И тут возникают вопросы – сможет ли сотрудник выполнять непрофильные для него обязанности? Насколько целесообразно использовать время одного сотрудника для решения разноплановых задач? Носит ли это явление системный характер? Некоторые также называют это взаимозаменяемостью сотрудников или говорят о ротации сотрудников (но имеется в виду краткосрочная ротация, когда, например, кассир в магазине может подменить персонал на кухне или с уборкой помочь, если в магазине мало людей) или ротация на производстве.

Приведу пример из практики.

Компания занимается оптовыми продажами упаковочных материалов. За последний год в отделах продаж не наблюдается прироста количества клиентов. Работа специалистов по продажам распределена по типам клиентов. Соответственно, существуют отделы продаж, работающие с производственными компаниями, торговыми сетями, строительными компаниями и т.д. Руководители компании приняли решение провести анализ структуры рабочего времени сотрудников отделов продаж. Для достижения поставленных задач необходимо было определить перечень выполняемых сотрудниками операций. Для этого необходимо провести следующие процедуры: анализ должностных инструкций, регламентов, документов, описывающих бизнес-процессы отделов для формирования предварительного перечня операций. Далее, для уточнения предварительного перечня операций целесообразно провести интервью с сотрудниками, непосредственно выполняющими данную работу, и их руководителями. И далее уже согласовать перечень операций, подлежащих исследованию. Например, для оформления кредита сотрудник отдела продаж должен выполнить ряд операций, перечисленных в следующей таблице:

Вид работ

Трудовая операция

Оформление кредита

Сбор пакета документов Клиента

Подготовка карточки 62 счета

Заполнение "Разрешения на предоставление кредита"

Передача секретарю для визирования пакета документов

 

Далее специально обученные наблюдатели проводят наблюдения за выбранными сотрудниками. И на основании полученных результатов руководители компании могут принимать решения о необходимости внесения изменений в организацию трудовых процессов, организационную структуру подразделения, функционал сотрудников и пр.

Виды затрат рабочего времени

Определение термина

Подготовительно-заключительное время (ПЗ)

Время, затрачиваемое работником на подготовку к выполнению работы и на ее завершение.

Оперативное время (ОП)

Время, в течение которого работником непосредственно выполняется производственное задание.

Время регламентированных перерывов (ПР)

Время на отдых, личные надобности, технологические перерывы

Время нерегламентированных (устранимых) перерывов (ПН)

Вызывается нарушениями нормального протекания производственного процесса

 

После проведения замеров в отделах продаж компании выяснилось, что время нерегламентированных перерывов, а, соответственно, и время потерь рабочего времени минимально. В работе менеджеров отделов продаж практически отсутствуют потери рабочего времени в виде нерегламентированных перерывов (2%). Однако, суммарный объем перерывов в течение дня на незначительно (2%) превышает рекомендованный объем перерывов в течение рабочего дня (3-8%).

 Но, при этом, если более подробно исследовать ОП (оперативное время), распределив его на основное и вспомогательное, где:

  • Основное время – время, в течение которого предмет труда претерпевает количественные и качественные изменения.
  • Вспомогательное время – затрачивается исполнителем на обеспечение действия, обеспечивающие выполнение основной работы.

То мы увидим, что значительные затраты рабочего времени сотрудников отделов продаж  уходят на операции, обеспечивающие возможность выполнять основные действия. Соответственно, резервы для роста производительности труда в Компании лежат в плоскости выделения основного функционала менеджеров по продажам и передачу вспомогательных функций сотрудникам, обслуживающим продажи, а также их автоматизацию.

 А теперь посчитаем экономику:

Стоимость 1 менеджера по продажам в месяц – 70000 рублей

Стоимость 1 ассистента менеджера отдела продаж – 40000 рублей 

30% рабочего времени менеджера по продажам стоят 21000 рублей

В год – 252 000 рублей.

Если учесть, что менеджеров в каждом отделе 5-8, а отделов 5, то сумма исчисляется миллионами. Тогда, как целесообразно рассмотреть вопрос о введении штатной единицы – ассистента менеджера отдела продаж, для реализации следующих функций:

  • Оформление заявки на СПСР
  • Оформление заявки на возврат товара
  • Уточнение информации о приходах на складе
  • Формирование пакета документов на возврат товара
  • Отслеживание приходов по заказным позициям
  • Сбор пакета документов Клиента
  • Уточнение информации по доставке с водителем
  • Заполнение "Разрешения на предоставление кредита"
  • Оформление заявки на выписку образцов
  • Отправка и получение актов сверки
  • Оформление заявки на закупку/проработку товара и т.д.

Что касается правила «согнутой руки» - суть его в том, что все необходимое для работы располагается так, чтобы можно было дотянуться, не разгибая полностью руки. Например, рабочее место повара теперь оборудовано так, чтобы ему не бегать за инвентарем из одного конца цеха в другой. Соответственно, для того, чтобы оценить эффективность организации трудовых процессов и рабочих мест сотрудников, а также определить источники потерь рабочего времени, целесообразно провести моментные наблюдения в подразделении. (Моментные наблюдения - поочередное фиксирование выполняемых группой сотрудников видов деятельности через определенный временной интервал (обычно 10-15 минут). Могут применяться для группы сотрудников, выполняющих сходные работы, численностью до 20 - 25 человек.)

Проводя исследование на производственном предприятии, были выявлены следующие области улучшений:

  • Пространство в цехе загромождено столами, готовой продукцией, в некоторых цехах – бракованной продукцией. Иногда сложно пройти по цеху, ничего не задев, что влечет за собой риск порчи продукции.
  • Для рабочих не обеспечены места отдыха и приема пищи. Сотрудники едят и пьют на рабочих местах, греют продукты в работающих машинах и на горячих поверхностях машин. Не хватает СВЧ-печей, чайников. В случае поломки чайника рабочие покупают чайник за свой счет. Туалетные комнаты выглядят крайне неопрятно и вызывают сомнения в части санитарной обработки. В цехах холодно.
  • В ряде случаев на рабочие места ставятся сотрудники, не обладающие необходимыми физическими и физиологическими качествами (например, подсобным на конвейер ставится физически слабый, пожилой человек). Целесообразно прописать требования к рабочим на разных участках, в том числе физиологические (физическая сила, скорость реакции, скорость движений и т.п.), оценивать их при приеме на работу.

По каждому из выявленных наблюдений могут быть разработаны конкретные предложения по повышению эффективности работы, например: 

Данные наблюдений

Рекомендации

Рабочие места организованы нерационально. Лотки с заполненными основаниями работницы ставят на низкие табуретки, к которым приходится наклоняться с каждыми двумя основаниями, что провоцирует повышенную усталость у сотрудника. За пустыми лотками работницам приходится оборачиваться назад.

Ставить шкафы с пустыми лотками не сзади, а справа от работницы (возможно, нарисовать на полу специальное обозначение). Оборудовать машины высокими подставками для лотков.

При ремонте машин для розлива акварели возникала необходимость в замене детали (резиновой прокладки), которая отсутствовала у наладчика и на складе.

Рассмотреть возможность снабжения наладчиков базовым набором инструментов, необходимых для ремонта.

 

На сегодняшний день НОТ (научная организация труда) решает множество задач, таких как: обеспечение за счет организации труда экономии ресурсов предприятия, снижение издержек производства, повышение производительности труда, которые в современных условиях как никогда актуальны для российского бизнеса.

HR-словарь
Методы нормирования труда
Разработка норм затрат труда начинается с проектирования трудовых процессов, которое заключается в установлении наиболее целесообразного состава и строгой последовательности трудовых действий, приемов, операций при соответствующих разделении и кооперации труда, организации рабочего места, системы его обслуживания, благоприятных условий труда.