публикации
Ежемесячная рассылка с аналитикой, новости HR, события
Введите корректный e-mail
17 Янв
Бизнес-словарь
Лидерство
Это набор качеств, которые включают в себя уверенность в своей цели и праве на её достижение и влияния на людей.
Профессиональная компетенция
Это компетенция, необходимая для какой-либо отдельно взятой должности.
Управленческая компетенция
Это компетенции, необходимые для успешного выполнения функций руководителя в компании.
Насколько ваша команда близка к успеху?

Только настоящая команда, объединенная общей целью способна вытащить любой, даже кажущийся провальным проект, и привести вашу компанию к успеху. Близка ли ваша команда к вершине? Давайте посмотрим!

Прежде чем стать командой каждая группа неизбежно проходит 4 стадии развития. Каждой из них соответствуют определенные эмоции, которые не всегда полезны для решения бизнес-задач. 

Лидеру команды важно понимать потребности группы на каждом этапе, постоянно адаптироваться и принимать конкретные действия, чтобы поддержать выполнение целей команды.

Стадия 1 / Формирование / forming /

На этой стадии формируется рабочая группа, еще не команда. Роль лидера - преобладающая. Его задача - сформировать общекомандное видение проекта. Если убрать лидера, работа сильно замедлится или остановится вовсе. 

Участники группы держатся независимо. Все придерживаются своего лучшего поведения. Избегают разногласий и конфликтов. Очень сфокусированы на самих себе. Этот важный период. Участники узнают друг друга, обмениваются некоторой личной информацией, могут подружиться. Это отличная возможность увидеть, как каждый член будущей команды работает в одиночку и как справляется с нагрузками.

Что делать лидеру, чтобы перейти на следующую стадию?

  • Провести тимбилдинг: устроить коллективный забег, вместе выехать на природу, организовать интеллектуальную игру. Или пригласить фасилитатора, который подготовит тимбилдинг именно для вашей команды.

  • Провести сессию моделирования «когда я работаю наилучшим и наихудшим образом», проговорить взаимодействие друг с другом, а также понять какие ресурсы для этого нужны.

Стадия 2 / Штормление / storming / 

Самый тяжелый период как для коллектива так и для лидера. Люди отстаивают свое место и точку зрения. Накапливаются взаимные недовольства, проявляются разные взгляды на объявленные установки и правила. Роль лидера вытесняется командой. Возникают вопросы: почему ты наш лидер, почему я за это ответственен? Участники объединяются в группы «по интересам» и «против кого дружим». Возникают конфликты!

Этот этап необходим для роста команды. Эта фаза развития может стать деструктивной и снизить мотивацию участников. Некоторые команды не будут развиваться дальше.

Что делать лидеру, чтобы перейти на следующую стадию?

  • Провести персональные беседы с участниками конфликта. Понять, что происходит для человека сейчас, что он хочет.Обычно, в роли слушателя выступает HR компании или достаточно эмпатийный сотрудник, который не участвует в конфликте.

  • Пригласить фасилитатора, который поможет разобраться с конфликтами в малых группах и только с участниками конфликта. 

  • Важно научить людей правильно коммуницировать и давать обратную связь. Объяснить в режиме диалога расстановку ролей и  зоны ответственности.

Стадия 3 / Нормализация / norming /

На этом этапе, с учетом выхода из предыдущих конфликтов, происходит настоящая выработка правил и норм, определяющих дальнейшую работу. Люди стараются приспособиться друг к другу уже с учетом того, что они узнали на предыдущих этапах. Все участники группы берут на себя ответственность, амбициозны, готовы работать для достижения целей команды. Все легко идут на компромисс, конфликтность и враждебность в команде уменьшаются, возникает сплоченность. Больше 50% власти аккумулируется командой.

Что делать лидеру, чтобы перейти на следующую стадию?

  • Провести сессию моделирования «когда я работаю наилучшим и наихудшим образом». Это поможет выявить и закрепить правила, образовавшиеся в коллективе. Даже если вы уже проводили этот тренинг на этапе Формирования, важно провести его вновь, чтобы узнать про изменения во взаимодействии, которые произошли.

  • Сессии фасилитации для тренировки навыков коммуникации в команде, также помогут коллективу в переходе на следующую стадию.

Стадия 4 / Эффективная работа / performing /

Участники команды работают сплоченно и эффективно. На этой стадии уже есть близкие доверительные отношения между некоторыми участниками. Задачи решаются неформально, гибко, с явной заинтересованностью. Участники разделяют общие цели. Команда занята вопросами продуктивности, эффективности и потенциальных возможностей. В команде происходит личное, профессиональное развитие и саморазвитие т.к. люди обмениваются знаниями, помогают друг другу и поддерживают. Лидер становится неким визионером, человеком, который отвечает за общее видение идеи и целей.

Каждый раз, когда в команде появляется новый человек, она возвращается на стадию Формирование и проходит новый цикл. Но зрелая команда быстро проходит все стадии повторно и возвращается на стадию Эффективная работа.

Что делать лидеру, чтобы не перейти на предыдущую стадию?

  • Для этой стадии хорошо периодически проводить сессию: «Когда я работаю наилучшим и наихудшим образом», потому что на каждом этапе становления команды итог будет разный. По мере «взросления» коллектива, меняется и понимание того как каждый член команды работает именно в этой среде.

Безусловно, чтобы команда стала КОМАНДОЙ пройти весь этот путь необходимо. Нужно научиться доверять друг другу, сотрудничать и конструктивно взаимодействовать. Задача лидера - помочь команде пройти все стадии развития вплоть до этапа Функционирования, применяя различные стратегии и стили управления. Развить необходимые компетенции руководители могут на специальных тренингах и обучающих программах.

×