аналитика
Ежемесячная рассылка с аналитикой, новости HR, события
Введите корректный e-mail
12 Янв
Коучинг руководителей: за и против

Ирина Кандаурова

Генеральный директор

HumanTime Group

 

Современные руководители хотят действовать результативнее, раскрыть свой потенциал, которым они уже обладают, но пока не используют в полной мере для достижения своих целей. Хотят обрести жизненный баланс, гармонизируя различные сферы своей жизни. При этом, их начальники также заинтересованы в эффективности своих подчиненных. Но, по статистике, менее 10% российских компаний применяют такой метод развития руководителей как коучинг в своей работе.

Что же кроется за этим словом «коучинг»? У людей, которые в жизни или работе еще не прибрели опыт общения с коучем, возникает море вопросов от «Зачем?» до «Что мне это даст?». И, несмотря на успешный опыт применения коучинга в российских и западных компаниях, популярность коучинга в настоящее время уступает другим методам развития персонала.

Что же такое коучинг? Существует множество ответов на этот вопрос. Вот некоторые из них:

  • Коучинг - это еще одна возможность для успешных людей быть еще более успешным во взаимодействии с коллегами, в решении оперативных и стратегических задач. В построении гармоничных отношений с близкими и дорогими людьми.
  • Коучинг – это возможность, открыть для себя новую область личной эффективности.
  • Коучинг помогает понять действия, поступки других людей. Что ими движет, когда они принимают решения, совсем не ординарные на наш взгляд.

 

Как говорит мой учитель, Питер Врица: «Коучинг – это искусство способствовать развитию других».

Цель коучинга -  помочь человеку найти чувство собственной свободы.

По сути, коучинг - это относительно новая дисциплина, которая имеет свою философию, этику, принципы, задачи, направления, основную процедуру.

Недавно мне позвонил мой бывший коллега, успешный руководитель, и рассказал о том, что есть ряд вопросов, касающихся его карьеры, целей профессиональных и личностных, но самостоятельно не получается найти решения. Когда мы стали обсуждать возможность работы с коучем, мой коллега поделился сомнениями относительно работы с коучем, вот такими:

  • Коуч - это тоже самое, что и психолог…
  • Не хочу, чтобы копались в моих мозгах…
  • Что нового мне может рассказать коуч, я и так опытный руководитель…
  • Откуда он знает, что лучше?
  • Может мне пойти на тренинг личностного роста?

 

Давайте разберемся в некоторых деталях. В чем же все-таки особенности коучинга?

Итак, коучинг – это прежде всего индивидуальная работа с клиентом. Индивидуальный формат сессии позволяет уделить внимание конкретному человеку, учесть его индивидуальные особенности, подобрать ключ общения к каждому клиенту, поскольку важно для эффективной работы создать особое поле – «поле доверия». 

Задачей коучинга является поиск конкретных решений. И особенностью работы является то, что клиент находит свое собственное решение задачи. У меня на практике совсем недавно был такой случай: клиент, руководитель медицинского учреждения, в процессе коучинга в какой-то момент сказал: «Я вообще-то ожидал, что Вы мне будете рассказывать, как работать с подчиненными, а Вы задаете мне вопросы…». Для коуча это обратная связь, говорящая о том, что стоит еще раз уделить внимание формированию ожиданий клиента по поводу формата работы с ним.

Коуч не рассказывает клиенту, как надо делать проект, каким путем пойти для достижения целей. Он задает таким образом вопросы, чтобы клиент нашел лучшее решение.  Коуч не делится своим опытом, а организует с клиентом процесс, в котором клиент сам получает свой опыт. В этом отличие коучинга от консультации, так как консультант -  диагностирует проблему и предлагает решение (или осуществляет его сам).

В процессе коуч-сессии клиент изучает методики постановки и кристаллизации своих целей и ищет возможности для их достижения. Это путь из настоящего в будущее, и в этом отличие коучинга от психотерапии, так как психотерапия – это путь из настоящего в прошлое.

Ну, и, если сравнивать коуч-сессию с тренингом, тут тоже есть существенные различия. Тренинг – это обучение участников конкретным навыкам под руководством тренера. В процессе коучинга клиент стремиться к достижению поставленных задач, параллельно устраняя все препятствия на пути. Приобретает именно те умения, навыки, которые нужны ему в данный конкретный момент, работает со своими убеждениями, исследует ценности, которым он привержен. Так в процессе коучинга клиент проходит путь: изменение – научение – рост.

Скорость изменений – рост в заданном направлении начинается с 1-ой сессии коучинга. Количество сессий зависит от многих факторов, их может быть от 4 до 8. От  скорости развития отдельных сотрудников зависит результат деятельности компании в целом. Дивидендов не придется ждать долго. Приведу лишь некоторые данные.

  • Респондентами исследования Manchester Consulting Group стали руководители крупнейших компаний из списка Fortune 100, опрос которых показал, что средняя отдача от капиталовложений в коучинг почти в 7 раз превышала затраты на коучинговые услуги.
  • Исследование крупных телекоммуникационных компаний из списка Fortune 500, проведенное MerixGlobal, установило, что результатом коучинга топ-менеджеров стал коэффициент окупаемости инвестиций в размере 529%.
  • Кроме того, когда учли финансовые выгоды от удержания людей в компании, общий коэффициент окупаемости инвестиций в коучинг увеличился до 788%.
  • Исследование International Personal Management Association по тренингам и развитию показало, что, когда тренинги сочетались с коучингом, производительность возрастала в среднем на 88% по сравнению с 22% в случае проведения одних лишь тренингов.

И все же для многих руководителем главным внутренним критерием отказа от коучинга является страх изменений, свойственный всем людям. Тут следует помнить, что «Эффективность = потенциал – страх!».

Теги
HR-словарь
Коуч-сессия
Это форма общения клиента с коучем, в процессе которой коуч помогает клиенту сформулировать цели и разработать план достижения поставленных задач.