аналитика
Ежемесячная рассылка с аналитикой, новости HR, события
Введите корректный e-mail
04 Апр
Развитие лидерский способностей руководителей

Ирина Кандаурова

Генеральный директор

HumanTime Group

Одной из очень распространённых, но редко обсуждаемых причин этого явления является модель лидерства, принятая в компании, зачастую накладывающая серьёзные ограничения на развитие компетенций руководителей.

Согласно одному из наиболее распространённых подходов, принятых в деловой литературе, лидерство делят на два направления (или модели) – экспертное и харизматическое.

Выбор конкретного подхода, как правило, связан со спецификой отрасли и/или задач, поставленных перед руководителем.

Вкратце эти модели представляют собой следующее.

Экспертное лидерство – когда руководитель, в первую очередь, должен являться высококлассным специалистом в своей сфере. И без узкопрофессиональных знаний эффективно исполнять свои обязанности ему будет практически невозможно.

Гораздо меньше требований предъявляется к коммуникативным навыкам управленца, таким как умение налаживать доверительный контакт с собеседником, вести сложные переговоры, уверенно выступать перед аудиторией.

Достаточно редко лидеры – эксперты в совершенстве владеют навыками убеждения, влияния и мотивирования. Если, разумеется, эта сфера не является их рабочей специализацией.

Ярким примером отрасли, где превалирует экспертная модель лидерства, является IT – сфера.

Харизматическое (иначе – эмоциональное) лидерство – когда руководителю не настолько обязательно быть признанным экспертом в профессиональной сфере.

Главное, что требуется от харизматического лидера – это постоянно подпитывать сотрудников своей личной энергетикой, умение «повести» подчинённых за собой, вдохновить их на полную самоотдачу, мотивировать на великие свершения.

Как правило, в меньшей степени лидер – харизматик владеет чёткими навыками построения планомерной работы, создания правил и процедур, налаживания системы исполнения и контроля. Харизматическое лидерство распространено в отраслях, подразумевающих высокий уровень коммуникативной активности. Например, в сфере маркетинга, продаж, рекламе, клиентском сервисе, там, где важным условием успешной деятельности сотрудников является высокий уровень мотивированности, вдохновение, эмоциональный подъём.

Разумеется, нельзя забывать и о ситуативном выборе модели лидерства. 
Лидер  - эксперт будет так же востребован в маркетинге при, допустим, разработке корпоративной модели продаж, как и лидер – харизматик в ситуации потери мотивации сотрудниками IT-компании.

Несмотря на разницу в подходах, сложности в работе лидеров, исповедующих ту или иную модель, очень схожи по своему первоисточнику.

Лидеру – эксперту, допустим, в IT – сфере, опирающемуся на умение выполнить работу специалиста своими руками, будет непросто понять, как добиться качественного исполнения порученной задачи руками сотрудников, как работать с их мотивацией, как правильно общаться с клиентами в эмоционально непростых ситуациях.

А  лидеру – харизматику, опирающемуся не на алгоритмы и схемы, а на эмоции и личную энергетику, будет непросто справиться с поэтапной организацией и качественным контролем знакомого в самом общем виде рабочего процесса, выработкой необходимых стандартов и документов.

Таким образом, первопричиной неэффективности лидера того или иного типа является элементарная нехватка конкретных знаний и умений в той или иной области управленческого мастерства, которую невозможно восполнить лишь через личный опыт.

А закрыть существующие пробелы наилучшим образом поможет специально выстроенное обучение менеджеров продвинутым навыкам в области менеджмента, лидерства, руководства людьми и личной эффективности.

Таким образом, если избранная модель лидерства действительно является причиной неэффективного исполнения руководителем своих обязанностей, важнейшим инструментом исправления ситуации полноправно становится обучение, позволяющее компании - работодателю устранить дисбаланс в развитии компетенций менеджера в максимально короткий срок.

Конечно, можно идти по экстенсивному пути приобретения руководителями негативного и позитивного опыта. Выражение «на ошибках учатся» ещё очень распространено в российском бизнесе.

Однако, есть и другое выражение: «на своих ошибках учатся только недальновидные люди, а умные на – ошибках других». Максимально приблизиться ко второму варианту развития событий поможет именно специально построенное обучение.

Ведь великих свершений скорее можно добиться не через великие ошибки, а через их предвосхищение.

HR-словарь
Лидерство
Это набор качеств, которые включают в себя уверенность в своей цели и праве на её достижение и влияния на людей.