аналитика
Ежемесячная рассылка с аналитикой, новости HR, события
Введите корректный e-mail
07 Июл
Истоки возникновения понятия «оплата труда»

Истоки возникновения понятия «оплата труда»

 

Оплата труда — это система отношений, устанавливающая и регулирующая порядок выплат работнику работодателем за его труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами о труде, коллективным договором, соглашением, локальными нормативными актами и трудовым договором (контрактом).

 

Как возникло понятие «оплата труда»?

Это понятие появилось еще на заре человечества, в период первобытного человека, когда перестал существовать род, как основа человеческого рода, и вместо него появилась соседская община. Впервые человек нанял человека, когда общая родовая собственность и общее родовое хозяйство исчезли. И на смену им пришли хозяйство и собственность семьи. В то время еще не было денег, и поэтому оплата труда производилась натурой, то есть любым продуктом, о котором договаривались наниматель и работник. В то время это называлось не выплатой заработной платы, а, скорее всего, материальной благодарностью за помощь. Но позднее, когда такие ситуации стали повторяться все  чаще и чаще, материальная благодарность стала  стандартной платой.

Сначала такая оплата была больше похожа на наши коробку конфет, или бутылку шампанского, или цветы, которые мы привыкли приносить нашим клиентам, партнерам, служащим за их якобы "услуги". А далее это превратилось в оплату за помощь, например, что-то поднести, привезти, поймать и т.д. Спустя еще какое-то время, одновременно с развитием обмена, когда люди постепенно научились соизмерять свой труд и получаемый продукт, заработная плата, как разновидность обмена, также приобрела коммерческий характер. И наниматель, и работник должны были получить взаимную выгоду при таких сделках, иначе кому-то из них это становилось не интересно, а, значит, сделка могла бы не состояться.

Конечно, в разные времена можно наблюдать разные системы вознаграждения, но при этом схемы начисления заработка сводятся к ограниченному количеству.

 

Этому можно найти подтверждение, если обратиться к истории…Первоначальные формы поощрительных выплат можно встретить уже в древних цивилизациях. Ряд писателей обращают внимание на применение у вавилонян стимулирования, основанного на результатах добычи нефти. В 604 г. до н. э. ткачи получали заработок в форме еды, количество которой зависело от результатов труда ткача или прядильщицы. Однако, в последующие века стали распространяться системы оплаты на основе вклада работника. Римское понятие «verum pretium», или «точная, правильная цена (true cost)», предполагало выплату примерной стоимости за количество вложенного труда. За этим подходом последовало церковное понятие «justum pretium», или «справедливая цена (just price)», основанная на стоимости продукции. В свою очередь, это привело к осуждению излишней спекуляции, а также подтвердило существование неблагоприятного климата для стимулирования.

В раннем средневековье и феодализме появились примеры сдельной системы оплаты труда для сельскохозяйственных рабочих. Однако, только в конце Средних веков такая схема стала наиболее распространенной. В Средние века на стадии появления «семейных (домашних) хозяйств» и «гильдий» сырье перешло в собственность глав семейств или ремесленников, а продукция использовалась в собственном хозяйстве производителя. В стадии «домашнего производства», продолжавшейся с XVI по XVIII в., работа выполнялась своими силами, а материал поставлялся работодателем. Это привело к тому, что ремесленник стал работником по найму «с оплатой за изделие». Следующей стадией была индустриализация и появление фабрик, что стало поворотной точкой в развитии систем оплаты труда.

Появление индустриального общества потребовало развития новых типов систем оплаты, т.к. индустриализация переместила производителей из домашних хозяйств непосредственно в фабричную систему в категории «наемный рабочий» под управление работодателя. В данной ситуации система оплаты труда становится важным фактором для поддержания управленческого контроля, а на первый план при этом выходит взаимосвязь между уровнем вознаграждения и результатами труда. Как говорил А. Смит: «Прогрессивное вознаграждение труда... повышает усердие простых рабочих. Их заработная плата стимулирует производство... (и) там, где заработок высокий, следовательно, мы найдем более энергичных, старательных и проворных работников, чем там, где зарплата низкая» (Smith, 1969).

И только почти век спустя в работах Ф. У. Тейлора система оплаты труда получила очередное существенное развитие, когда он разработал методы нормирования труда, исследования приемов и времени, которые стали основой для многих систем оплаты по индивидуальным и групповым результатам работы. Распространение принципов тейлоризма за пределами США было медленным и неравномерным. Однако после Первой мировой войны и в течение 1920-х гг. применение тейлористских схем оплаты труда стало распространяться шире, особенно в машиностроительной промышленности.

В 1930-х гг. система Ш. Бедо дала дальнейший толчок для распространения схем сдельной оплаты труда, которые, как считалось, «более эффективно», чем Ф. У. Тейлор, реализовали «научный» характер нормирования труда, определив отдых и перерывы сотрудников во время работы.

Самыми распространенными в это время системами оплаты труды были сдельная и повременная.

Но уже тогда были довольно известны схемы оплаты по заслугам работников и другим оценкам труда. В начале XVIII в. Роберт Оуэн применял оценку результатов исполнения на своих текстильных фабриках в Нью-Ланарке с целью признания заслуженных работников и стимулирования менее способных улучшать свои результаты. Оплата по результатам стала использоваться для работы учителей в начале 1860-х гг. Между тем в конце 1890-х гг. Д. Шлосс предложил в противоположность количественным использовать качественные показатели работы как основы для оплаты труда.

На основе повременной заработной платы и разнообразного сочетания ее с элементами сдельной формы возникло множество современных гибких и эффективных систем оплаты труда.

Ключевые черты подобных систем можно свести к 4 разновидностям:

  • Деление зарплаты на основную и дополнительную. Предполагается, что первая, базовая часть заработка (обычно не превышающая 50%  общей суммы) выплачивается в соответствии с профессиональной квалификацией работника, а вторая часть (превышающая половину всей суммы) представляет различные дополнительные и премиальные выплаты.
  • Индивидуализация оплаты труда. Предполагается, что сумма заработков (прежде всего за счет премий) значительно дифференцируются в зависимости от: качества труда, уровня выработки, экономии материалов и рабочего времени, компетентности работника, совмещения им разных профессий и т.д.
  • Развитие систем участия предполагает реальное включение работников в дела компании. Дальновидные предприниматели обеспечивают своим работникам (через льготное приобретение акций) сразу 3 «участия»: участие в капитале, участие в прибылях, участие в управлении. Все это сближает собственников, менеджеров и рядовых работников, создавая общую заинтересованность в процветании предприятия.
  • Развитие аккордно-премиальных систем. Это связано с такой прогрессивной формой организации и оплаты труда, как коллективный результат. При аккордно-сдельной оплате труда расценка устанавливается на весь объем работы (а не на отдельную операцию). Самостоятельность команды и экономическая ответственность за выполняемую работу объединяют людей и создают в коллективе обстановку гибкой самоорганизации и общей заинтересованности в повышении эффективности труда.

 

В данном случае становится очевидно, что схемы оплаты, связанные с индивидуальными показателями достижения конечных результатов или в соответствии с заслугами, приобретают все большую популярность.

HR-словарь
Бюджет фонда оплаты труда (ФОТ)
Это совокупность затрат на оплату труда персонала компании. Включает все виды оплаты труда, применяемые в компании (постоянную и переменную части, сдельную заработную плату и т.д.). В ряде случаев в ФОТ также включают налоги на заработную плату.
Ключевые показатели эффективности (KPI’s)
Ключевые показатели эффективности (Key Performance Indicators, KPI, КПЭ) — система оценки, которая помогает организации определить достижение стратегических и тактических (операционных) целей компании.